Чего нам ждать от Росдрагконтроля?
Сравнительный анализ с соседями – Белоруссия, Казахстан, Китай, Корея, Украина
5 апреля 2011 года Министерство финансов Российской Федерации опубликовало проекты Указа Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации «Об образовании Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней», а также проект Положения о ней. Из проектов документов следует, что новое федеральное ведомство задумано для того, чтобы попросту соединить в одном центре те контрольные функции, которые сейчас закреплены за двумя федеральными учреждениями (Пробирная палата и Гохран). Предполагается, что новая служба будет являться правопреемником этих двух учреждений в части госконтроля.
Отраслевой бизнес, хотя и ждал появления своего специализированного федерального ведомства для реализации государственной политики в развитии отрасли, очень критически отнёсся к излишним бюрократическим препятствиям, которые прописаны в проекте Положения о новой службе.
Многие специалисты замечают, что все реформы в России, и особенно в Минфине, проводятся с сознательным или бессознательным учётом мирового опыта (по крайней мере, опыта соседей). У соседей же очень различные подходы к вопросу контроля за оборотом драгоценных металлов и камней. Беларусь – реликт системы СССР, где эти товары рассматривались как валютные ценности со всеми вытекающими последствиями, в том числе особыми статьями в Уголовном Кодексе. Подобное было и в Китае, но Поднебесная за последние 10 лет пошла на значительную либерализацию. Казахстан под правлением Назарбаева изначально с 1991 г. выстраивает либеральную модель. Недавно Украина приняла существенные послабления. А Корея испокон веков не видела в драгметаллах и драгкамнях чего-то, что требует особого контроля.
Если же говорить о мировом опыте, то в странах ВТО реализуется стандартная концепции КОНТРОЛЯ на таможне. При этом ввоз сырья и экспорт готовой продукции не облагаются пошлинами, а вывоз сырья и ввоз готовой продукции – да. Изделия из ДМДК в мировом (цивилизованном рынке) являются обычным товаром. Существующий механизм защиты в странах ВТО от недобросовестных производителей (продавцов) не использует федеральные службы типа РДК, но тем не менее есть эффективные работающие механизмы. Поскольку мы туда стремимся и должны соответствовать хотя бы средним правовым нормам. Да, в развитых странах, например, США существует внешний контроль за сделками в области ДМДК свыше 10 тыс. долл. – в целях антитеррористической борьбы. Это напоминает финмониторинг. Но такая служба в РФ уже есть! Кроме того, в некоторых странах Запада существует МЕДИЦИНСКИЙ контроль над ювелирными изделиями. В частности, контролируется содержание никеля в сплавах так называемого белого золота (никель является аллергеном) и кадмий в ювелирных припоях (этот тяжелый металл обладает комплексом вредных для здоровья свойств).
У идеологов РДК нет иного выхода, как подстраиваться под общемировые тенденции. Хочет этого А.А. Ахполов или нет, он будет вынужден под давлением объективных обстоятельств (так сказать правового контекста), и во вторую очередь с учётом пожеланий ювелирных трудящихся – пересмотреть первоначально ошибочную концепцию РДК и модифицировать её в нечто вроде Роскомпечати, которая вмешивается только в крайних случаях экстремизма, разжигания межнациональной розни и порнографии. Пусть объединённый орган Гохрана и Пробирной Палаты и будет называться Росдрагконтроль. От нового органа следует ждать только самого лучшего, поскольку «жизнь его заставит, жизнь его научит» (Владимир Высоцкий).
Кстати, многие авторитетные специалисты, такие как В.И. Моспан, В.В. Радашевич, Ф.Ф. Гумеров, В.И. Иванович Таракановский, О.В. Миронова и ряд других уже открыто и откровенно высказались в СМИ либо со своими развёрнутыми статьями, либо в интервью деловым изданиям – с конструктивной критикой проекта РДК.
Как стало известно из московских деловых кругов, несколько общественных организаций готовят аргументированные письма на самый верх – Президенту РФ. Идёт подготовка к мощному совещанию с участием министра финансов Алексея Кудрина, которое планируется провести в первой половине июня. Отрадно, что Минфин на примере рассмотрения проекта РДК демонстрирует современный подход к делу: реальный отход от жесткого администрирования – к совещательному сотрудничеству в рамках государственно-делового партнёрства.
И самое главное: обсуждение проект РДК привлекло общественное и профессиональное внимание к действительно актуальной проблеме – стратегическому направлению экономического развития страны вообще и к отрасли ДМДК в частности. Становится всё более очевидным, что все действия государства должны быть направлены на стимулирование глубокой переработки нашего сырья на нашей территории, будь то алмазы, золото или другие драгоценные металлы и драгоценные камни.
Целесообразно освободить от большинства налогов предприятия производящие ювелирную и промышленную продукцию из ДМДК, а осуществляющих экспорт – возможно, полностью. Пусть завоюют мировые рынки!
Владимир Тесленко, специально для сайта Якутские бриллианты